Республиканский Русский театр драмы и комедии КЧР за 90 лет творческой деятельности сыграл значительную роль в развитии культуры многонациональной Карачаево-Черкесской Республики.
Республиканский Русский театр драмы и комедии КЧР создан в 1927 году, как Черкесский Областной драматический театр, под руководством режиссера Л.В. Александровича. В 1948 году в состав театра вливается коллектив Георгиевского городского театра. Преодолевая трудности послевоенного периода, под руководством главных режиссеров А.Соколова, Е.Склярова, Р.Романовского, театр обретает профессиональное лицо. Основу репертуара составляют спектакли героико-патриотического содержания («Под каштанами Праги» Симонова, «За тех, кто в море» Лавренева, «Молодая Гвардия» Фадеева, «Макар Дубрава» Корнейчука).
Театр активно выступает в воинских частях, в сельских районах Ставропольского края, гастролирует в Куйбышеве, Сухуми, Краснодаре. 60 – 70 годы насыщены значительными событиями, творческими достижениями. Пополнение театра выпускниками Карачаево-Черкесской студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии расширяет творческий диапазон театра. Студенческие спектакли «Океан» Штейна, «Мещане» Горького, «Аршин-Мал-Алан» Гаджибекова, тепло принятые зрителем, заслуженно утверждаются в репертуаре.
Главные режиссеры С.Берхин и Х.Гима осуществляют спектакли глубоко психологического содержания («Ленинградский проспект» Штока, »Тополек мой в красной косынке» Айтматова, «Любовь Яровая» Тренева, «Таланты и поклонники» Островского, «На дне» Горького, «Мария Стюарт» Шиллера), что во многом определяет творческий рост коллектива. В партнерстве с Заслуженными артистами РСФСР Е.Измировой, Н.Уколовой, П.Поддубного совершенствуется мастерство молодежного состава.
В 1972 году с прибытием выпускников Карачаевской и Черкесской студий Тбилисского театрального института имени Ш.Руставели при Русском театре формируются Карачаевская и Черкесская труппы. Театр работает интенсивно, успешно, в атмосфере братского сотрудничества, создавая в сезоне до 15 спектаклей. В репертуаре театра все чаще появляются произведения молодых, талантливых драматургов, поднимающие остро-социальные, морально-этические проблемы времени (Г.Горин, О.Иоселиани, Ю.Чепурин, А.Чхаидзе, А.Абдуллин, Е.Чебалин, А.Галин).
С учетом многонациональной зрительской аудитории ставятся спектакли героико-романтического характера, основу которых составляют исторические страницы горного края («Красный восход» Б.Тохчукова, «Пробуждение гор» Х.Гима, «Ленинградский эшелон» Х.Карданова и Б.Тохчукова). Многие из перечисленных пьес переносятся на сцену главным режиссером, Заслуженным деятелем искусств РСФСР и Абхазии Б.Тохчуковым. Более 40 лет режиссерской деятельности отдал Б.Тохчуков развитию театральной культуры Карачаево-Черкессии, наряду с Заслуженными артистами и деятелями искусств РСФСР – А.Аджиевым, Х.Кишмаховым, Т.Кишмаховой, К.Клычевым, Д-Х.Кумратовой, Л.Озовой.
В 1993 году Карачаевская и Черкесская труппы получают статус Республиканских театров, Русский Областной драмтеатр переименовывается в «Республиканский Русский театр драмы и комедии КЧР». С обширной гастрольной афишей коллектив театра успешно проходит творческий экзамен в Москве и Ленинграде, гастролирует по Республикам и городам Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока. От спектакля к спектаклю растет мастерство Л.Петровой (Заслуженной артистки РФ), Ю.Кибирева (Заслуженного Артиста КЧР), Л.Шириновой (Заслуженной артистки Абхазии), Б.Сонова и др.
Государственное переустройство 90-х годов потребовало новых реформ, изменения догматического подхода к творческому и административному устройству театра. Пять лет театр работает без Главного режиссера. В целях сохранения творческой базы, опытный организатор – директор театра Заслуженный деятель искусств РФ и Абхазии К.Клычев ангажирует режиссеров из других городов. Народный артист и Лауреат Государственной премии РСФСР М.Солцаев ставит «Андро и Сандро» Хугаева, режиссер А.Рубан – «Сад без земли» Разумовской, спектакли в постановке Заслуженного деятеля искусств РФ В.Бирюкова «Кадриль моя, сердечная» Гуркина, «Трактирщица» Гольдони и др. обогащают художественную палитру театра зрелищностью, яркостью формы. Благодаря сплоченности, чувству ответственности коллектива, спектакли, поставленные в период отсутствия «постоянной режиссуры», сохраняют свежесть звучания.
С конца 1999 года Главным режиссером театра становится Заслуженный деятель искусств РФ и ЧР, Лауреат Государственных премий РФ и ЧР – Р.Хакишев. Идет процесс поиска пьес, отражающих современные проблемы и средств их выражения. Свежо прочитывается Р.Хакишевым русская классика («Женитьба» Гоголя, «За чем пойдешь, то и найдешь» Островского, «Водевили с жестокими романсами» – инсценировка рассказов Чехова). Идея сохранения человеческого достоинства в драматических жизненных обстаятельствах звучит в спектаклях «Эзоп» Фигейредо, «Брак по-итальянски» Э.Филиппо, «Бесприданник» Разумовской. Живой отклик находит у зрителей – «Выходили бабки замуж» Булякова, поставленном в трагикомических тонах. Новыми гранями раскрывается мастерство Л.Петровой, Л.Озовой, Д-Х.Кумратовой, Ю.Кибирева, Л.Шириновой, К.Челомбитько, В.Михеева, В.Вартанова, Е.Козел, О.Ивашовой, О.Кибирева.
Новый виток развития русского театра связан с назначением в 2002 году директором учреждения Хасана Биджиева. Вдумчивый руководитель, режиссёр, закончивший ГИТИС и актёрский факультет Грузинского театрального института, чтящий традиции русского театра Карачаево-Черкесии и его художественные завоевания, любящий актёров, с читающих их лучшими актерами России. Своей служебной целью он поставил участие коллектива в спектаклях, объединяющий актёров и зрителей.
К работе в театре он привлёк режиссеров с разной методикой, разным опытом работы, которые способствовали росту таланта актёров, авторитету театра и привлечению зрителей. Постепенно Биджиев выводит театр из кризиса. При нем через много лет восстановились обменные гастроли, участие в различных фестивалях, в которых спектакли театра стали призёрами и имели большой художественный резонанс. Спектакли А. Байрамкулова стали событиями не только в театральной жизни нашего города, но и всего Северного Кавказа.
Зная, что актерские силы русского театра ограничены – катастрофически не хватало исполнителей, не было режиссёров, желающих переехать в театральную провинцию – он продолжил практику приглашения режиссеров на разовые постановки, чтобы оживить и разнообразить актерскую жизнь.
Репертуар украсили такие спектакли как “За чем пойдёшь, то и найдёшь” и “Бесприданник” режиссёра Р. Хакишева.
“Васса Железнова” поставленная режиссёром А. Байрамкуловым стала настоящим прорывом, завоевала множество наград на фестивалях.
Очень полюбился зрителями спектакль “Очень простая история”, это один из добрых и светлых спектаклей Ахмата Байрамкулова.
СПЕКТАКЛЬ “Вниз с горы”, поставленный этим же режиссером так же был показан на фестивале в “Новочеркасске”.
Хасан Биджиев создал такие спектакли, как “Жена по контракту”, “Представление Гамлета в селе Нижняя Мрдуша”.
Сегодня в репертуаре театра спектакли «Очень простая история» и «Сотников», поставленные режиссером Ахматом Байрамкуловым, а также «Приезжала бабка в город» и «Боинг-боинг» – режиссер Валентин Бирюков, «Тартюф» режиссер Анна Зуммер, готовится к выпуску спектакль «Куклы сеньора Пигмалиона» режиссер Алексей Шумилин.
Театр не забывает и юных зрителей – для них созданы спектакли «Похождения Кота в сапогах», «Жил был Волк», «Щелкунчик», «Приключения в сказочном королевстве», «Лукоморье. Иван Царевич и Серый Волк», “Выбери себе друга” и многие другие.